В провинции Кантабрия (Испания), около поселка Сантильяна-дель-Мар, что в 30 км от города Сантандера, находится пещера Альтамира. Свою известность она получила благодаря изображениям животных, сплошь укрывающих ее стены и своды. Рисунки эти, согласно исследованиям ученых, были сделаны древними людьми еще в эпоху верхнего палеолита. К тому же Альтамира стала первым подобным объектом, продемонстрировавшим человечеству столь удивительные исторические богатства.

Открытие пещеры

Обнаружил пещеру в 1868 году местный зверолов. В дальнейшее время в ней искали приют от непогоды пастухи и охотники, но при этом в ее глубь никто не заходил.

Впервые по темным коридорам Альтамиры прошелся археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей дочкой. Случилось это в 1879 году.

Именно девочка обнаружила, что свод пещеры покрывают какие-то непонятные картинки. Вместе с отцом при слабом свете свечей они постепенно смогли разглядеть изображения бизонов, кабанов, оленей и других животных.

Поскольку в то время де Саутуола являлся владельцем участка земли, на котором находилась пещера, он решил немедленно приступить к ее раскопкам. В помощь себе он пригласил своего друга и археолога из Мадридского университета Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они в течение года трудились в пещере и обнаружили там множество рисунков.

Фальсификация или правда?

В 1880 году де Саутуола издал брошюру, в которой описывались результаты раскопок. Однако ученый свет того времени раскритиковал его работу и даже обвинил археолога-любителя в фальсификации фактов. Были и такие заявления, что рисунки выполнил один из его знакомых, который неплохо разбирался в живописи. А все из-за того, что в то время о творчестве первобытных людей ничего не было известно.

Конечно, подобные высказывания глубоко оскорбили М. С. де Саутуола. Вместе со своим другом Х. Виланова-и-Пьера они продолжали отстаивать историческую ценность находки. И, в конце концов, им поверили, но, к сожалению, случилось это уже после смерти открывателя пещеры.

Свое мнение ученые изменили в результате обнаружения в других пещерах подобных рисунков. В последнее десятилетие XIX века во многих европейских странах были найдены образцы доисторического искусства. Одна за другой выходят работы, подтверждающие тот факт, что первобытный человек умел рисовать. В итоге все противники де Саутуола публично признали свою неправоту.

Немного о рисунках

Когда подлинность Альтамирских шедевров была подтверждена, специалисты принялись за детальное исследование пещеры. Раскопки проводились в 1902-1904, 1924-1925 и 1981-1982 годах.

В ходе этих работ было найдено огромное количество изображений. В основном здесь изображены звери, но в одном из залов были найдены рисунки, напоминающие своими очертаниями человека, отпечатки рук и символы, значение которых пока неясно.

Ученые смогли установить, что рисунки не связаны между собой, у них нет общего сюжета, и их создавали различные люди в разные времена. Нарисованные представители животного мира (как вымершие, так и живущие в наши дни) в большинстве своем небольшие по размерам, но есть и такие, которые выполнены в натуральную величину. Звери изображены во всяких позах: отдыхающими, готовящимися к прыжку, в момент прыжка и т. д. Некоторые изображения «накладываются» друг на друга, но при этом все линии выполнены аккуратно, а животные полностью соответствуют своим аналогам в природе.

Для своего творчества тогдашние обитатели этих земель использовали природные красители (уголь, марганец, охру, гематиты, каолин, лимониты), разводя их в воде или животном жире. Рисунки выполнены яркими красками, поэтому при хорошем освещении их отлично видно. Но вот как их создавали в те времена в темных коридорах пещеры? Это пока остается загадкой.

К тому же древние мастера искусно использовали рельеф стен и потолка пещеры, в результате чего животные выглядят как живые. Шероховатости пещеры помогли создать первобытным художникам ощущение объема в их картинах.

Немного о пещере

Альтамира представляет собой галерею с небольшими ответвлениями. Ее общая протяженность составляет 270 м, высота сводов колеблется в пределах 2-12 м.

Сегодня ее условно разделили на несколько помещений: Прихожая, Галерея, Зал ямы, Зал черного бизона, Большой полихромный и Большой тектиформный залы, Хвост лошади.

В Прихожей в ходе раскопок были найдены орудия труда древних людей. Это говорит о том, что данное помещение пещеры в течение определенного промежутка времени использовали в качестве жилья.

В Галерее находится изображение быка, бизона без ног и черного животного, похожего на лошадь.

Стены Зала ямы украшены рисунками оленя, нескольких горных козлов и некого четвероногого животного с черным окрасом шерсти. Установить «личность» последнего героя картины пока не удалось.

Зал бизонов удостоился такого названия из-за большого скопления в нем рисунков этого вида животных.

В Большом полихромном зале тоже преобладают изображения бизонов. Животные расположены группами, некоторые из них лежат, кто-то сидит. В их числе присутствуют особи обеих полов и маленькие бизоны. Помимо них, здесь можно увидеть рисунки оленей и быков.

На стенах Большого тектиформного зала нагромождено огромное число элементов, напоминающих собой двускатную крышу. Ученые предполагают, что древние художники пытались здесь изобразить один из способов охоты. В очертаниях нарисованных предметов угадываются ямы-ловушки с многочисленными острыми кольями на их дне. Именно такие в доисторический период использовались при охоте на крупных представителей животного мира, например, мамонтов.

Хвост лошади – самое узкое помещение в пещере. В нем представлены 19 видов животных, среди которых бизоны, олени, лошади и некоторые полорогие.

Пещера для туристов

В 60-70-е годы ХХ века в пещеру Альтамира хлынул огромный поток туристов. Ежедневно в нее наведывалось около полторы тысячи человек. Это привело к появлению плесени на рисунках. Чтобы сохранить историческую реликвию, власти Испании в 1977 году закрыли пещеру на реставрационные работы.

С 1982 года Альтамира снова начала принимать гостей. Правда, теперь в нее разрешалось пускать не более 20 посетителей в день. Желающим увидеть живопись доисторических времен необходимо было записываться в очередь. Ждать разрешения на посещение приходилось долго – почти 3 года.

В 2002 году в одном из залов пещеры вновь обнаружили плесень, и вход для туристов опять был запрещен. Но к счастью, годом ранее недалеко от пещеры открыли музей. В нем выставлены копии многих ее рисунков, и все желающие могут ознакомиться с ними.

Над созданием пещеры-двойника трудились художники Матильда Мускис и Педро Саура. Чтобы изготовить копии наскальных рисунков, они использовали ту же краску и те же приспособления, что и древние живописцы.

Копии рисунков Альтамиры также можно увидеть в археологических музеях Мадрида и Мюнхена.

В 2014 году доступ к пещере снова открыли, и в ней уже успели побывать 12 счастливчиков, которых выбрал жребий.

Как добраться

К пещере Альтамира удобнее всего добираться от города Сантандера.

Отсюда по магистрали 67 на автомобиле следует доехать до указателя «Сантильяна-дель-Мар».

Возле него необходимо съехать на шоссе №611, которое ведет прямиком к поселку с пещерой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *