Кафедральный собор святой Марии и святого Юлиана в Куэнке

Кафедральный собор святой Марии и святого Юлиана в Куэнке – это главный собор города в котором находится принадлежащая Толедскому архиепископству епархия Куэнки. Альфонсо VIII Кастильский 21 сентября 1177 года завладел Куэнкой и незамедлительно сделал ее резиденцией кастильских епископов. Так же монах приказал построить на территории Куэнки христианский собор. Имя создателя величественного собора затерялось в веках, однако известно, что супруга Альфонсо, Элеонора Английская, стала вдохновительницей проекта.

На стилистику сбора повлияли нормандские кабальерос, которые сопровождали Элеонору в Куэнку. Кабальерос - это рыцарями средневековой Испании, они были войнами, которые сами обеспечивали себя оружием и лошадьми и обладали собственной культурой и взглядами на жизнь. Благодаря им для нового храма был выбран стиль нормандской готики, хотя в XII веке ведущим считался романский стиль. Строительство собора продолжалось более 50-ти лет, начавшись в 1196 году его удалось завершить лишь в 1257 году. Современный вид этой архитектурной достопримечательности значительно отличается от первоначальной задумки создателей, собор и окружающие постройки не раз перестраивались и модернизировались.

Первая серьёзная модернизация храма относиться к XV веку, когда была перестроена верхняя часть собора и добавлен двойной деамбулаторий, как в Толедском соборе. Уже в следующем веке экстерьер собора был перестроен практически полностью. Вплоть до XVII века строители занимались фасадом здания, были добавлены несколько клуатр и капелл. А в XVIII веке собор приобрел новый алтарь, интерьер, а так же были изменены колонны и апсиды.

Последние серьёзные работы проводились в соборе после частичного обрушения фасада и средокрестия в 1902 году. Архитектором был назначен Висенте Ламперес, который начал перестройку фасада в неоготическом стиле. На его решение повлиял внешний вид кафедрального собора в Реймсе. Однако из-за разногласий архитекторов, а так же из-за опасностей дальнейшего разрушения конструкции собор так и не был достроен. В частности не успели закончить две боковые башенки, которые не присутствовали в начальном плане. Сейчас собор предстаёт перед туристами в незаконченном виде, и до сих пор не существует безопасного плана завершения строительства.

Что же касается внутренней обстановки собора, в XVIII веке городской мэр, обратился с просьбой к знаменитому архитектору Вентуре Родригесу, чтобы тот возвел в заалтарной части собора прозрачное окно «Транспаранте» с цветными витражами. Оно должно было составить достойную конкуренцию витражному окну толедского собора, созданному великим Нарциссом Томе. Родригес, разместил окно в готической амбулатории и при попадании на него света, стекло создает удивительные визуальные эффекты.